Начинается Великий Пост

Период Великого Поста и Пасхи является самым светлым, красивым, назидательным, поучительным и трогательным временем в православном календаре. Эти дни начинаются Прощенным Воскресеньем, когда мы у всех просим прощенья и всех прощаем. Совершаемые в этот период Богослужения призывают нас к духовным и молитвенным подвигам, и завершаются торжеством Воскресения Христова — Святой Пасхой. Великий Пост — это время работы над собой, время исправления, духовного и телесного подвига, а Пасха — это православное торжество, торжество Православной Веры.

Работа над собой для каждого из нас является в какой-то мере подвигом, и состоит из уделения большего времени домашней молитве, посещения богослужений и исповеди, духовного чтения и удаления от всего того, что тяготит наши души и сердца и является грехом. Телесная подготовка заключается в воздержании от худых мыслей и слов, от чрезмерной радости и печали, от развлечений и всего того, что доставляет нам радость не связанную с духовной жизнью. И, конечно же, это воздержание от мясной и молочной пищи, которое является «кнутом» для нашей греховной плоти, где плоть призывается к гармонии с душой.
Великий Пост делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом Великий Пост длится семь недель (48 дней) и делится на четыре части. Четыредесятница, Лазарева Суббота, Вход Господень в Иерусалим, и Страстную Неделю (седмицу).

Четыредестница напоминает нам о 40-а днях которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. И мы, в подражании Христу, готовим свою плоть и свою душу к празднику праздников — Пасхе Христовой.

ПОДГОТОВКА К ПОСТУ
Великому Посту предшествует три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно готовить нас к Великому Посту.

Во время первой подготовительной недели поста нет, поэтому она называется «сплошной седмицей». Воскресное евангельское чтение этой недели посвящено притче «О мытаре и фарисее» (Луки 18:10-14), где показывается гордость фарисея и смиренное покаяние мытаря, на которое мы должны равняться весь великий пост. Только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Показывая тщетность горделивой молитвы и поста фарисея, Святая Церковь на этой неделе отменяет пост в среду и пятницу. Данная притча задает тон на всю Четыредесятницу.

Во время второй подготовительмой недели среда и пятница постные. Воскресное евангельское чтение этой недели посвящено притче «О блудном сыне» (Луки 15:11-32). В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын с истинным покаянием и смирением вернулся в свой отчий дом. Так и нас Бог, как любящий отец, всегда ждёт с распростертыми объятиями, готовый простить нам наши заблуждения, отречение и грехи.
Третья подготовительная неделя называется «Мясопустною» или «Сырною» или по народному «Масляница». В эту неделю среда и пятница не постные, но мясные продукты мы уже не вкушаем. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения. Воскресное евангельское чтение этой недели повествует о Страшном Суде (Матфея 25:31-46). Этим чтением Церковь напоминает нам о необходимости совершения добрых дел и зовет грешников к покаянию, напоминая что за все грехи нам придется отвечать.

Воскресный день перед началом Великого Поста называется «Прощенным Воскресеньем». На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21) где говорится о том что нужно прощать, о посте, и о собирании небесных сокровищ. В этот день мы просим друг у друга прощение. Это первый шаг через покаяние на пути к Великому Посту. На вечернем Богослужении, священник подает пример и первым просит прощения у молящихся. После этого, все прихожане подходят и испрашивают прощение у него и друг у друга. В этот день мы стремимся примириться со всеми и войти в Великий Пост, с чистым сердцем, где нет места злопамятству и прежним обидам. В некоторых церквах Постная Вечерня служится сразу после Литургии.

КАК ПОСТИТЬСЯ
Очень сложно составить один пост для монахов и духовенства, а другой для мирян, с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т. п. Поэтому в Православной Церкви — очень мудро — в правилах поста дается только максимум, один и тот же пост для всех. Нет разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян. При этом нужно помнить что все мы немощные и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то что нам не по силам. К исполнению правил поста нужно стремиться, но выполнение их зависит от нашего здоровья, сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Взрослые миряне могут себе облегчить пост, а больные и дети могут поститься с ещё большим послаблением. Например, в русских школах дети постились только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.
Великим постом в праздничные дни Святая Церковь ослабляет пост, разрешая масло и вино, а на Благовещение и Вербное воскресенье — рыбу.

Наиболее строгими являются первая седмица Великого Поста, Крестопоклонная, и Страстная, а также среда и пятница каждой недели.

В богослужебных чтениях Святой Четыредесятницы мы не раз можем услышать слова: «поститесь постом приятным». Церковь призывает нас постититься не «страха ради», но с радостью: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.  А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.  ( Матф. 6, 14-18) Пост не должен быть для нас «бременем неудобоносимым», но постясь, мы должны помнить, о том, что постимся не для Бога, но прежде всего для себя. Подобно тому, как мы делаем утреннюю зарядку или бегаем по утрам не для кого-то другого, но для себя, понимая, что это дает здоровье нашему телу, собирает и дисциплинирует нас. Подобно тому, как обучаясь, мы получаем знания, в надежде применить полученные знания в дальнейшей жизни.

Наш пост должен быть воздержанием по силам. В противном случае мы можем впасть в разочарование или уныние, и тогда не достигнем нужного духовного и телесного возрождения. Если мы в чрезмерном рвении, без рассуждения, начнем исполнять все предписания, касающиеся Великого поста, то подобное может привести нас к духовному «надлому», который даст вред, но не пользу. Тоже самое происходит с бегуном который взялся за слишком большую дистанцию, которая ему не по силам.
Но где упрощать пост, в его строгости или в его длинне? Данный вопрос лучше решать с духовником, ибо каждому — свое лекарство и каждому свой подход.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
Первая и последняя недели Великого поста отличаются своей строгостью и покаянным характером Богослужений.
В первое воскресенье Великого Поста празднуется праздник «Торжество православия». Этот праздник посвящен воспоминанию о победе православных на 7-ом Вселенском соборе. Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее (787 г.) и был собран против так называемых иконоборцев (противников почитания икон). Иконоборческая ересь появилась 60 лет до собора, при императоре Льве Исавре. Почитание икон было окончательно установлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842-ом году. На этом Соборе, установлен праздник Православия, который совершается в Православной Церкви в первое воскресенье Великого Поста. В этот день для сугубого поклонения выставляются иконы, а в соборах совершается чин «Торжества Православия».

ЛАЗАРЕВА СУББОТА
Близ Иерусалима находилось селение Вифания. В нем жил Лазарь с двумя сестрами: Марфой и Марией. Господь любил Лазаря и часто посещал это благочестивое семейство. Однажды Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Иисусу Христу: «Господи, тот, кого Ты любишь, болен». Иисус ответил: «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией». Прошло два дня. Иисус сказал ученикам Своим: «Лазарь, друг наш, умер», и пошел с ними в Вифанию.

Марфа встретила Иисуса Христа и сказала Ему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе». Господь ответил ей: «воскреснет брат твой. Пришла и Мария с родственниками и знакомыми, пала к ногам Иисуса Христа и также говорила: «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». Видя их печаль, Иисус Христос Сам прослезился. Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус Христос повелел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему: «Господи! уже смердит, потому что четыре дня, как он во гробе». Иисус Христос возвел очи к небу и, помолившись, громко воззвал: «Лазарь, выйди вон!» Умерший вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было повязано платком. Многие из иудеев, видевшие это чудо, уверовали в Иисуса Христа.
Лазарева суббота приходится на время Великого Поста и совершается накануне Вербного воскресения (Вход Господень в Иерусалим). В Лазареву субботу разрешается икра, елей и вино.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по его просьбе, ученики привели к нему ослицу с осленком, Чтобы Ему ехать на них. Они покрыли их своими одеждами и Иисус Христос сел и поехал в Иерусалим.
И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу из Иерусалима. Одни снимали с себя одежду и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках или бросали по дороге и все громко восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних!» Особенно дети усердно и радостно приветствовали Спасителя и даже в храме кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову!»
Вход Господень в Иерусалим празднуется в воскресенье, за неделю до Пасхи, после Лазаревой субботой и накануне Страстной седмицы. В этот праздник разрешается рыба, елей и вино.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Страстная седмица (неделя) — это последняя неделя Великого Поста. Данная неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на Кресте и погребению Иисуса Христа. Этот период является самым скорбным для каждого христианина и в знак этой скорби одеяния в церкви бывают черные. Все дни Страстной Седмицы называется Великими: Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
В Великий Четверг вечером служится утреня Великой Пятницы. На этой службе читаются «12 Евангелий», т.е. 12 частей из четырех Евангелий в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием. Во время чтения Евангелий, все стоят с зажженными свечами, а колокол звонит число которое соответствует читаемому Евангелию.
После богослужения все подходят к Распятию и сделав три земных поклона, лобызают его и уходят из церкви. Домой, по древнему обычаю, люди несут зажженные светильники, от которых зажигаются лампады в домах молящихся.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА
Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста и погребению Его тела. Плащаница, которая изображает тело Спасителя, торжественно выносится из алтаря, на середину храма. Совершаемая вечером служба заканчивается крестным ходом, символизирующим погребение Спасителя в пещере. Этот день — день великой скорби для каждого христианина и потому мы отмечаем его особенно строгим постом и воздержанием.

Вы можете добавить эту страницу в свой аккаунт в социальных сетях: