Памяти митрополита Питирима (Нечаева)

8 января 2012 года митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаев) исполнилось бы 85 лет.Мы хотим опубликовать некоторые воспоминания тех, кто работал рядом с митрополитом Питиримом, кто присутствовал на Богослужениях Митрополита и встречал его в нашем родном поселке.

ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Владыка Питирим был удивительный сам по себе человек. Возрастая в Церкви, поднимаясь по иерархическим ступеням, он, тем не менее, всегда оставался человеком. И в Издательском отделе Московского Патриархата, который возглавлял владыка, он принимал всех, он всех любил, он всех понимал. Но понимал так, как надо, чтобы процветало православное русское государство... Он в сердце своем имел отеческое внимание ко всем людям. 
– Многие знали митрополита Питирима, – говорил на вечере Виктор Александрович Булочников, главный архитектор Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, – и многие обязаны ему решением каких-то сложных вопросов, очень важными событиями в жизни, своей судьбой. Вся Россия, конечно, помнит его имя и понимает великое значение этого просвещенного человека. Особенно для наших дней. Владыка был удивительный сам по себе человек. Возрастая в Церкви, он, тем не менее, всегда оставался человеком. И в Издательском отделе Московского Патриархата, который возглавлял владыка, он принимал всех, он всех любил, он всех понимал. Но понимал так, как надо, чтобы процветало православное русское государство. Владыка воспитывал людей, которые приходили к нему за советом, с вопросами: а как нам быть, а что нам делать, кому нам верить? Он воцерковлял этих людей, благословлял на работу в государственных структурах – они до сих пор плодотворно тру-дятся на благо России. Были даже руководители из высших эшелонов власти, которые благодаря владыке становились верующими православным людьми, хотя обычно они это и скрывали.
Владыка был замечательным специалистом в истории культуры и искусства, знающим, понимающим настолько, что трудно сказать, были ли у нас еще такие. Главный архитектор ЦС ВООПиК рассказал, какие огромные усилия прилагал митрополит Питирим по восстановлению памятников истории и культуры, особенно по возрождению Иосифо-Волоцкого монастыря.
– Он нес на себе великую ответственность реставрации этих памятников, – подчеркнул Виктор Булочников.

ВЛАДЫКА В ЛОТОШИНО

Владыка Питирим часто бывал в Лотошино – вспоминает методист Лотошинского благочиния Татьяна Михайловна Шелудякова. «Первая встреча с Владыкой произошла в Лотошинском районном Доме культуры, когда только-только приоткрылась «завеса» над свободой в выборе своего мировоззрения. Тогда мне, как директору, представилась возможность организовать новую форму клубной работы, которая назвалась «Русское наследие». Это были встречи со священниками, которых в Лотошинском районе в тот момент не было ни одного. Незадолго до этого кто-то принес мне из Волоколамского храма визитку от Владыки с его телефоном. И мне дерзновенно подумалось о том, что было бы хорошо пригласить именно его на эти встречи. Что и было сделано.
По воле Божией мне было дано в течении почти десяти лет иметь возможность видеть, разговаривать, бывать рядом с этим поистине великим человеком. Он уделял нам много вре-мени, подчас, находя в своем очень плотном графике целый день для общения с нами – простыми работниками культуры, проявляющими интерес к православной вере. Спрашивается, зачем ему, окруженному писателями, артистами, учеными нужно было помнить о простых деревенских женщинах, которые с распахнутой душой только-только входила в мир духовных ценностей? Зачем ему, облеченному иерархической властью, надо было заботиться о нашем Лотошино, таком отдаленном от центра? Конечно, на эти вопросы можно найти и простой ответ, и можно, вспоминая общение с ним, как-то объяснить это внимание к нам, но истина, как всегда, где-то рядом.

Когда в дверях РДК появился Владыко, он показался воплощением какого-то иконописного образа. Мой чисто светский жест приветствия он с улыбкой проигнорировал и просто возложил руку на мою некрещеную голову. И с этого, мне непонятого тогда, благословления начался мой духовный путь, – путь на все последующие годы. Конечно, это было только начало. Возможно, если бы я понимала, уже тогда, важность соблюдения субординации и прочих духовно-этических тонкостей, этого счастливого периода моей жизни не было бы вовсе. Но спасительная наивность, искренний и какой-то детский восторг, позволили мне не раз обращаться к Владыке по разным поводам. Его благорасположение и отеческое отношение никогда не вызывало во мне какого-либо опасения, что я делаю что-то неправильно, и вот так они и сложились – те добрые отно-шения между Святителем и рабой Божией Татьяной из обыкновенной деревни. Кто-то из сведущих назвал даже эти отношения исключительными. Не знаю, так ли это, я ведь знала многих из его близких, преданных людей, к которым он относился так же с любовью и вниманием. Правда, были и другие случаи.

Значение Владыки Питирима в возрождении духовной жизни нашего района словами передать просто невозможно. Навсегда врезалась в память его фраза, произнесенная на первом рождественском молебне (1993г.) в здании красного уголка ЖКХ, позже переоборудованного во временную церковь. Он сказал тогда по поводу нашего только что возродившегося прихода: «То, что я столько раз пытался сделать сверху, вы сами сделали снизу».

ГЛАЗА РЕБЕНКА

Митрополит Питирим был, как говорят сейчас, человеком публичным. Но у него, как и у любого из нас, была и своя, частная жизнь, скрытая от публики; была, конечно же, и тайная жизнь души, которую замечали лишь немногие, особенно чуткие и наблюдательные люди.

Известный реставратор, искусствовед, публицист, член президиума ВООПиК, академик РАЕН Савелий Васильевич Ямщиков рассказывал:
– Поскольку я художник, меня митрополит Питирим привлекал и своим внешним образом. Я знал, что священнический род Нечаевых насчитывает несколько веков, и для меня владыка был образом и подобием священника.

Помню, в последние четыре месяца, когда он тяжело болел, я с ним регулярно разговаривал по телефону. Я, конечно же, порывался его навестить, но он мне всегда говорил: «Савва Васильевич, приезжать ко мне не надо. Мне действительно тяжело, и я не хочу, чтобы это вам передавалось».
Однажды, где-то за полмесяца до его кончины, я сказал ему в разговоре: «Владыка, помню, Вы, когда болел Патриарх, служили в храме Христа Спасителя. Мы с дочкой, вернувшись из церкви, застали телерепортаж об этом. Вот вы зашли в алтарь, стали вынимать частица артоса… Вдруг дочь и говорит: «Пап, смотри – все стало голубым! У него такие большие голубые глаза – как у ребенка…». И тогда владыка мне сказал: «Савва Васильевич, самое большое счастье – умереть ребенком. Детьми мы сюда пришли, детьми мы из этого мира должны уходить. Детьми Господа Бога».

Скрытую от посторонних напряженную духовную жизнь митрополита Питирима наблюдали несколько мальчиков и юношей, которые в разные годы служили у него иподиаконами. Наблюдали глазами восторженных учеников, которых с любовью воспитывал владыка. Глядя на фотографии Владыки тех лет, они как бы вновь входили в то счастливое время, когда владыка был такой живой, непосредственный, такой любящий. И взыскивающий, и воспитывающий их. Кстати, они тоже запомнили, что у владыки были очень яркие голубые глаза.

Воспитанники владыки Питирима говорили: он хотел, чтобы Православие всегда было духовной матерью для нас. Чтобы мы всегда находили в Церкви бодрость, утешение, чтобы во всех наших невзгодах и потерях мы шли в храм и черпали там силы душевные и телесные. 
– А каким владыка Питирим остался в вашем сердце? – спросил я одного батюшку.
– Владыка был настоящий аристократ духа. Он был для нас примером во всем. В том числе показывал и то, как надо себя вести в обществе, среди интеллигентов. Он действительно был образцом архипастыря, к которому мы могли придти в чем-то потерпевшими, исстрадавшимися – и получить утешение, получить силы для борьбы, для жизни, чтобы продолжать свое делание на том поприще, которое имеет каждый человек.

ДУХОВНЫЙ АРИСТОКРАТ

Как понимать это словосочетание? На вечере памяти владыки Питирима стало ясно, что духовная аристократия весьма отличается от светской и в некотором смысле даже противоположна ей.

Бывший работник Издательского отдела Московского Патриархата Александр Васильев рассказал мне, что владыка сам был фотографом и прекрасно знал: хорошая фотография воспитывает, а плохая – разлагает. Он возглавлял большую редакцию «Журнала Московской Патриархии». Когда приходили люди устраиваться на работу, он давал им фотоаппарат и просил погулять по соседним улицам, сделать снимки окрестностей. Чтобы раскрыть талант человека, владыке нужно было узнать его видение мира.

Как правило, люди фотографировали Новодевичий монастырь, расположенный неподалеку. Рассматривая потом эти фотографии, владыка безошибочно узнавал о таланте, который дремлет в каждом авторе снимков, и как этот талант можно развить. Под его руководством одни становились профессиональными фотографами, другие просто работали в фото-отделе, кто-то писал научные статьи, кто-то занимался книгами. А Александр Васильев попал в архив, где было великое множество фотографий.

– Раньше по авторским фотографиям владыка Питирим открывал для себя внутренний мир человека; а теперь мы, просматривая фотографии владыки и фильмы о нем, как бы открываем для себя его душу, – сказал я Александру Васильеву. – Удивительно: священники из других стран, лично не знавшие митрополита при жизни и думавшие о нем не слишком хорошо, когда увидели фильм «Архиерей», посвященный владыке, изменили свои мнение на прямо противоположное. Как такое возможно?

– А это дух владыки. Дух! Он открывает нам глаза. Ведь владыка был прозорливый. Иногда подходишь к нему и думаешь: как он отнесется к тому, что ты натворил: выругает, накажет? А он смотрит на тебя и говорит с жалостью: «Ну, зачем ты так сделал?..» И сам рассказывает о твоей провинности. Ты начинаешь ему объяснять причины и удивляешься: откуда он все знает? Ведь он же ни от кого не мог этого узнать!
– Вы – живой свидетель его прозорливости?
– Да, я свидетель. Еще меня поражало, что он никогда не готовился к своим проповедям. По благословению владыки многие сотрудники Издательского отдела получали богословское образование. Я тоже окончил семинарию и академию. Первую свою проповедь в академическом храме я прочитал по листу, потом заучивал их заранее, наконец стал подражать владыке: помолившись Богу, говорил экспромтом. Наверное, я бы еще многому у него научился. Но наш отдел закрыли в 1995 году. И так получилось, что сейчас я работаю… в банке.

Более успешно сложилась творческая жизнь кинорежиссера Олега Михайловича Воинова. Он впервые встретился с митрополитом Питиримом в 1969 году, когда тот возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата (владыка руководил отделом с 1963 по 1994 год).

Кинорежиссер снимал его очень много и сделал потом из этого материала два фильма: «Архиерей» и «И душа с душою говорит». Я полагал, что автор фильмов о митрополите – человек церковный, который глубоко познал Православие. Вот почему на вечере спросил его о самом главном, что меня волновало:
– Говорят, владыка Питирим до сих пор помогает людям – тем, кто молитвенно обращается к нему за помощью?
Ответ Олега Михайловича был совершенно неожиданным:
– Он помогает достойным людям. А я к достойным себя не причисляю. Я абсолютно не церковный человек.
– Но вы же сняли о нем два документальных фильма! Такое не бывает случайным.
– Да, он оставил в моей жизни след. Я по-другому стал себя понимать, жить стал по-другому. Хотя особенно с ним не общался – даже во время съемок.
– Как же у вас жизнь изменилась?
– Чудодейственным образом… За 40 лет, которые прошли после моей первой встречи с владыкой, я ни разу не встретил никого, подобного ему. Знаете, некоторые говорят о нем: это был сверхчеловек. Как раз наоборот: достоинство владыки самое главное состояло в том, что он был обыкновенным человеком. Он умел слушать человека, умел какими-то внутренними силами поставить его в правильное русло.

Кинорежиссер рассказал мне, как трудно ему было пропагандировать действия владыки в годы советской власти, боровшейся с Православием. За эту пропаганду он сам подвергался нападкам, потому что был членом КПСС. Но, похоже, что только ему и могли простить такие «уклонения» в творчестве, беспартийного же давно бы сослали в лагерь для инакомыслящих, а его фильм исчез бы навсегда.

Этот «абсолютно не церковный» человек считает своим долгом как можно больше рассказывать зрителям о митрополите Питириме. Было время, когда действовало негласное указание: не показывать владыку на экране. Но любимого митрополита продолжали снимать некоторые кинооператоры и фотографы. Именно в этот период был снят уникальный материал, который потом использовал Олег Воинов, создавая фильм «И душа с душою говорит» – свой второй фильм о владыке.

Сейчас проходят первые показы этого фильма в закрытых аудиториях. И кинорежиссер счастлив, что фильм благотворно действует на зрителей. Как, впрочем, и его первый фильм.
– Мне очень понравилось, что у священника из Австралии, после того как он увидел мой фильм о митрополите Питириме, изменилось отношение к владыке.
Открытое сердце
Этот «священник из Австралии», о котором упомянул Олег Воинов, – настоятель храма в честь Успения Божией Матери в Мельбурне, благочинный штата Виктория и Тасмания Западной и Южной Австралии (РПЦЗ), протоиерей Михаил Протопопов.

В Москву отец Михаил приехал для участия в прошедшем недавно Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
– Я знал о митрополите Питириме всего лишь как об одном из иерархов Русской Православной Церкви того периода, когда еще русское зарубежье смотрело на Россию очень осторожно. И отношение мое к владыке было примерно такое же: быть с ним очень осторожным. Но один раз я побывал на его богослужении, и меня удивили его пронзительные глаза. Когда он подошел, я почувствовал: он как бы прямо мне в сердце посмотрел. Потом владыка как-то «исчез с горизонта»; я слышал, что он в немилость попал. А потом он ушел из этого мира. Но вот в Австралию кто-то отправил мне в подарок видеозапись о владыке. Фильм произвел на меня огромное впечатление. Когда я посмотрел его – первый раз, второй раз, – мое отношение к владыке Питириму изменилось. Я понял, что это действительно был пастырь, с которым мне нужно было бы тогда познакомиться, но судьба не свела. Поэтому я был рад сегодня прийти на фотовыставку и поближе познакомиться с владыкой. Хотя он оставил этот мир, но дух его живет в этих фотографиях.
– Не зная митрополита Питирима, вы решили вести себя с ним осторожно. Почему?
– Я думал о нем самое плохое, поскольку он олицетворял ту порабощенную Церковь, которая служила власти. Но когда я через фильм познакомился с владыкой, то понял, что это совсем другой человек – глубоко духовный, живший в очень тяжелых условиях. Может быть, не все, что ему приходилось делать, он хотел делать. Но он делал очень много добра. И я думаю, что Господь будет мерить его совсем другой меркой, чем мы до сих пор мерили его деятельность, глядя со стороны.

На вечере памяти был показан второй фильм Олега Воинова о владыке Питириме – «И душа с душою говорит». Он произвел на всех не менее сильное впечатление, чем первый («Архиерей»). Это простое и очень трогательное повествование о человеке, который в душе и сердце своем имел отеческое внимание ко всем людям. Как говорится за кадрами фильма, «владыка для всех был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых».
До слез растрогал зрителей фильма рассказ монахини Ангелины о том, что в Иосифо-Волоцком монастыре каждая из них могла придти к митрополиту Питириму со своим горем и поплакать – «уткнуться носом в плечо владыки» – и получить утешение. Она показывает свои четки, которые она бережет как святыню, рассказывая: «У каждой из нас есть четки, которые сплел… владыка Питирим в часы ночные, когда была бессонница, когда он молился…». Рассказывает монахиня Ангелина и о том, что владыка очень трепетно относился к простой сердечной молитве. Так, одна бабушка задержалась у мощей преподобного Иосифа Волоцкого – стояла, о чем-то прося, вымаливая, задерживая других прихожан, которые тоже хотели прило-житься к преподобному и подойти к владыке за благословением. Тут одна из женщин стала торопить эту старушку, чтобы она скорее отошла. Тогда владыка очень грозно показал жестом, чтобы не трогали бабушку и не нарушали ее молитву.

Как заметила монахиня Сусанна (ныне – настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря), «у владыки было живое, трепетное русское чувство веры», и он очень ценил это чувство в других людях. «То, о чем говорил владыка, он переживал всем своим сердцем… милостивым». И это свое трепетное чувство он передавал окружающим людям.

А вот рассказ митрополита Ловчанского Гавриила (Болгарская Православная Церковь). Однажды он был с владыкой Питиримом в Троице-Сергиевой лавре. Они зашли на урок, где преподаватель спрашивал у студентов, какая проповедь, на их взгляд, самая лучшая. Они отвечали, что надо прочитать из Евангелия, из святых отцов… А владыка Питирим сказал, что все это хорошо, но самое главное – помолиться перед службой и проповедью. А молитва уже открывает человеку сердце. Если ты пропустишь свои слова через сердце и скажешь их с Духом, то они сильно подействуют на слушателей и запомнятся надолго. А если те же самые слова ты скажешь просто так, как заученную фразу, то она не дойдет до сердца слушателей, и они ее тут же забудут.

Так владыка Питирим проповедовал не только в духовной академии, не только в храмах, но и во многих государственных организациях. Например, в военных частях, где его проповеди были весьма успешными. Об этом говорил начальник отдела патриотической работы Российского комитета ветеранов войны и военнослужащих Геннадий Иванович Галибин:

– Мы очень озабочены ситуацией, которая складывается в вооруженных силах. И особенно – с начала 1990-х годов, когда был нанесен мощнейший удар по духовности общества, и в том числе армии. И вот владыка Питирим одним из первых в Русской Православной Церкви задумался над этим и стал больше внимания уделять военнослужащим – молодым и ветеранам. И мы стали сотрудничать. Я скажу, что владыка Питирим просиял в итоге многими гранями своего истинно патриотического таланта. Он был и хороший пропагандист, и оратор, и очень доходчиво говорил с простыми людьми. И люди ему верили и шли за ним. Вот матушка одного из монастырей говорила: «Уткнуться в плечо и поплакать…». Это так трогательно! И эта искра пламени духовности, которую возрождал владыка Питирим, начинает разгораться все ярче. Есть надежда, что духовность нашего общества, нашей державы укрепится. И в этом будет большая заслуга владыки.

В фильме «И душа с душою говорит» есть среди прочего весьма интересного материала и кадры проповеди владыки в одном из храмов (эти кадры извлекли из архива, где хранились запрещенные к показу ленты). Это слова, сказанные во время Великого поста, звучат сегодня удивительно актуально. И еще: слово владыки передает то состояние «открытого сердца», в котором он говорил свои проповеди, помолившись Богу:
– Пост не только наши православные соблюдают. Пост – это то, что роднит всех людей – и верующих, и неверующих. Верующих всех религий: постятся христиане, постятся мусульмане, постятся иудеи. Постятся по предписанию врачей и те, кто далек от Церкви. Почему? Да потому что, прежде всего, пост – это обуздание тех страстных влечений наших телесных, наших душевных сил, которые расстраивают наше внутренне единство… И в эти дни поста мы собираем как бы внутрь себя все наши помыслы, наши желания, наши силы. Постился Христос, постились апостолы. И только в этом постном самоуглублении можно достичь того высокого духовного достоинства, к которому призван человек… И как было бы прекрасно, мои дорогие москвичи, мой великий народ, вспомнить нам об этом древнем установлении: чтобы пост пошел всем нам на пользу в том духовном самоуглублении, самопостижении, решении своих внутренних задач, своих взаимоотношений с людьми в тишине успокоенного, углубленного нашего духа.

Партнер сайта: Рекламное агентство «Новое Слово» — разработка презентаций

Вы можете добавить эту страницу в свой аккаунт в социальных сетях: