Микулинскому храму Михаила Архангела в 2011 году исполнилось 613 лет!
На живописных берегах тиховодной реки Шоши раскинулось село Микулино-Городище, которое более шести столетий тому назад располагалось на границе Тверского и Московского княжеств. Село Микулино–Городище - одно из древнейших поселений, находившихся первоначально на территории Тверской губернии, а с 1929 года – Московской области. В глубокую старину уходит корнями его родословная.
Микулин был когда-то городом, владением удельных Микулинских князей и достался в удел Михаилу Александровичу, внуку великого тверского князя Михаила Ярославича, который одержал победу в битве при Бортенево в 1317 году над объединенным войском московского и суздальских князей. На стороне этого войска активно выступал татарский отряд во главе с ханским послом Кавгадыем. Из летописей не видно, как и когда Михаил Александрович сделался удельным князем. Всего вероятнее, что он получил свой первый удел, город Микулин, еще по завещанию своего отца, погибшего в Орде в 1339 году. Самостоятельное управление его Микулинским уделом началось с 1354 года, когда ему исполнилось 21 год от рождения.
Город Микулин, ныне село Микулино-Городище, находился в 53 верстах от Твери, 40 верстах от Старицы и 50 от Волоколамска. Он являлся довольно удаленным от сколько-нибудь крупных городских центров. Неизвестно с точностью, был ли здесь город, то есть укрепление, до Михаила Александровича. Если города до этого времени здесь не было, что всего вероятнее, то новый князь, несомненно, на самых же первых порах позабо¬тился об основании такового, что было, безусловно, необходимо в то тревожное время, когда почти все укрепления княжества были раздираемы междоусобиями, и когда зачастую одна только сила решала вопрос о взаимных отношениях удельных князей. Основанный этим князем город, естественно, не сохранился до нашего времени, но и то, что сохранилось, говорит о том, что этот город был серьезным укреплением для своего времени. «Внешние укрепления Городища» и в настоящее время «состоят из земляного кругообразного вала в три сажени вышины и 280 саженей длины», причем площадь, занимаемая укреплением, имеет 70 сажень в длину и ширину. Среди вала имеются следы трех городских ворот, а именно северных, восточных и южных. В церкви села Микулина-Городища находится небольшой образ — картина, изо¬бражающая три сцены из истории г. Микулина, а именно: примирение у ворот города князя Тверского Василия Михайловича с Михаилом Александровичем в 1364 году после неудачной осады города и две осады города Московским князем Дмитрием Донским 1371 и 1375 годов, в оба раза окончившихся взятием города. Если эта картина не есть результат археологического творчества, а копия с более старого, не сохранившегося до нашего времени изображения, то мы имеем здесь вид города Микулина. (В. И. Колосов «Прошлое и настоящее г. Твери», стр.143- 144.)
В Тверском государственном архиве существует фотография этой картины – образа. (Фонд 103, опись 1 хр. 2898. лист 57.) Особую красоту селу придает старинный собор Михаила Архангела (Микулино Городище). Архангел в переводе на современный язык означает «воевода», «вождь» и «верховный начальник ангелов». Таким, по христианскому учению, является Михаил, одержавший победу в космической войне над врагами Бога-творца неба и земли. По значению слово Михаил есть ангел, обладающий необыкновенной, беспримерной духовной силой. В «Откровении» святого Иоанна Богослова архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами. («Святого Архистратиг Михаил» А.В. Бугаевский, игумен. Стр.11 )
Некогда в Микулине было 12 церквей, а В.С. Борзаковский предполагает, что их было 18 ( В.С.Борзаковский. История Тверского княжества. Тверь – стр.32).
До наших дней сохранился единственно стройный пятиглавый каменный собор, гордо возвышающийся среди живописного пейзажа поймы реки Шоши. В 2005 году ему исполнилось 607 лет.
…Собор глубокой старины
Стоит державно, величаво
Создателям своим восславу.
Он шесть веков уже стоит
И тайны многие хранит..
А.А.Ефимов
Cамыми ранними историческими источниками, в которых говорится о существовании в Микулине, внутри крепостного вала, собора Михаила Архангела, являются Тверские писцовые книги первой половины XIV века и некоторые другие акты феодального землевладения.
Во второй половине XIV века, предположительно в 1398 году, по указанию Великого Тверского и Микулинского князя был построен собор как усыпальница для Микулинских князей, подобно Московскому Архангельскому собору. («Микулинский собор, как памятник древнего русского зодчества» А.Н. Вершинский, стр. 3.) Михаил Александрович построил два каменных храма: один в городе Микулине, а другой в Старице. (В.И.Колосов «Прошлое и настоящее г. Твери», стр.79.)
Микулинский собор – бесценный памятник древнерусской культуры и истории. Собор из глубины веков дошел до наших дней как свидетель и участник величайших исторических событий и поворотных пунктов в истории русского народа, как олицетворение самоотверженной борьбы за объединение Руси, героической борьбы против монголо-татарских, литовских, немецких и иных завоевателей.
Временем постройки Микулинского собора в Микулино Городище до сих пор считался 1398 год. Подобное мнение основывалось на одном неясном известии летописей и затем на надписи, находящейся на западной стороне храма. В год 6904 (1397). Заложена церковь святого Архангела Михаила князем в Городке великим Михаилом. (Тверские летописи стр.115) Возможно речь идет о постройке храма в Старице. До сих пор в соборе хранится надпись, которая сделана рельефными буквами на небольшой плите известняка, с возвышающимися краями бедно орнаментированными. Эта надпись говорит, что « в лето, 6906, построен собор сей «Архистратига Михаила» Великим князем Тверским Михаилом Олександровичем при Владыке Орсенье». («Микулинский собор, как памятник древнего зодчества» А.Н. Вершинский, стр .9.) (В годы гонения на церковь, по рассказам старожилов, камень с надписью хранился в Теряевском монастыре.) /
Автор историко-архитектурного очерка А.Н. Вершинский сомневается в истинности данной надписи. Возможно, она появилась одновременно с появлением в селе Микулине помещика Н.Г. Головина и с его реставрациями собора. Единственным источником, которому можно доверять, - утверждает А.Н. Вершинский – являются Тверские писцовые книги, которые дают указания, что собор существовал в первой половине 16 столетия. О нем упоминает II писцовая книга, составленная, по мнению Н.П. Лихачева, до 1550 года. Что же касается времени его построения, то оно неизвестно. Можно предположить, что первоначально собор был выстроен великим князем Михаилом Александровичем в конце XIV века.
Если князь Михаил построил несколько храмов в Тверском княжестве в честь своего ангела, то тем более он должен бы позаботиться об украшении своего удельного города. «Первый князь нового удела,- говорит по этому поводу профессор Ключевский, – старался украсить свою резиденцию хотя бы одной обителью: город, особенно княжеский, не считался благоустроенным, если не имел монастыря или собора». Выстроенный князем Михаилом в конце XIV века собор в Микулине не сохранился. Во второй половин XVI века он был перестроен, вновь. Дело в том, что в середине XVI столетия Микулином владел один из потомков Микулинских князей - князь Семен Иванович Микулинский-Пунков. Он хорошо известен истории как сподвижник Ивана Грозного в военных операциях того времени. После взятия Казани князь Семен участвовал, в Ливонской войне и там был смертельно ранен. В 1559 году он умер и был погребен в Микулинском соборе. Это известие летописи является достоверным, утверждает А.Н. Вершинский, который обнаружил на гробнице князя надпись, где указана дата его смерти «в лето 7065 (1559) августа 2-го дня».
Брат Семена Ивановича князь Дмитрий Иванович Пунков был убит при взятии Казани в 1556 г. В память о нем жена Софья устроила в соборе приделы Дмитрия Селунского и Григория Богослова. Таким образом, существующий в с. Микулине – Городище храм датируется серединой 16 века, хотя, безусловно, на его месте стоял более древний собор: ведь недаром «История о Казанском царстве» подчеркивает то, что Семен Иванович был похоронен в «новосозданной» церкви, то есть в церкви перестроенной. («Микулинский собор, как памятник древне – русского зодчества» А. Н. Вершинский, стр.14,15.)
Первоначальный вид собора в Микулино Городще восстановить невозможно. Храм не сохранил своего первоначального вида, он несколько раз подвергался переделке. Собор Михаила Архангела, согласно византийскому плану церквей, представляет равносторонний квадрат, со стороной 7 сажень. С восточной стороны к нему примыкают три аспиды. Стены сложены из хорошо обожженного кирпича, причем кладка не сплошная: кирпич облицовывает стены только снаружи и внутри, середина же засыпана булыжником, мусором и залита известковым раствором. Стены, толщиной более 1,5 аршин, снаружи разделены четырьмя пилястрами на три части.
Прочность здания обеспечена фундаментом из известняка, отделанного выступами, валиками и полочками. Цоколь возвышается над поверхностью земли на 13,5 вершков, раньше был выше, так как при реставрации храма в 1887 году для укрепления прочности собора он был засыпан землею. Покрытие Микулинского собора, как и теперь, было по сводам, образуя, византийские комары или кокошники. Квадрат здания увенчивается пятью куполами, из которых центральный больше, чем четыре остальные. Они высоко приподняты вверх и имеют развитую форму. Все купола украшены сложным орнаментом. Внизу идет поясок из килевидных арок, к которому на центральном барабане добавлены полуколонки, окаймляющие окна. Несколько выше находится двойной поясок из прямоугольных выемок, образованных расположением кирпичей на небольшом расстоянии друг от друга; для поддержки покрытия куполов идет карниз, который, расширяясь к верху, подходит к пояску зубчиков, служащему также для поддержания головы. На центральном куполе добавлен другой поясок из зубчиков, который идет сразу после пояска прямоугольных выемок. Вся эта орнаментация, помимо декоративных целей, несет и служебную роль поддержания покрытия куполов. Развитая форма барабанов встречается в современных собору памятниках архитектуры Тверского края.
Внешний вид храма выстроенного по византийскому плану отражает и внутреннюю его конструкцию. Собор освещен 15-ю окнами, из которых три находятся на аспидах, 12-ть в самом храме, по четыре на каждой стороне. (В настоящее время в храме по три окна на каждой стороне.)
Вход в церковь, как и теперь, был с трех сторон: с западной, северной и южной. Входные отверстия прежде находились на значительной высоте от поверхности земли, так как под храмом была усыпальница Микулинских князей. Снаружи входы имеют порталы, увенчанные полуциркульными арками. По форме они подходят к романскому порталу, усвоенному Владимиро – Суздальской архитектурой и повторенному во многих памятниках зодчества более позднего времени.
При постройке Микулинского собора в Микулино Городище имелось в виду дать место погребения в нем для князей, поэтому внизу, под церковью, был устроен нижний этаж, где помещалась усыпальницы. Taкиe склепы-подвалы встречаются в Новгородских, во Владимирских, и Псковских храмах. На это есть указания в летописях относительно Новгородских церквей. Подобные склепы-подвалы существуют и в Старицком Успенском соборе (XYI в.). Существование княжеских погребений в подвальном помещении Микулинского собора доказывается многими данными. Во время реставрации собора (1886г.), при прокладке нового фундамента для укрепления столбов в северо-западном углу храма был найден, под кирпичной гробницей, высеченный из известняка гроб. Он и принадлежал князю Семену Ива¬новичу Микулинскому, умершему в 1559 году.
Кроме этого были находимы погребения и других князей и княгинь Микулинских. Из них пять гробниц, и теперь стоят в северо-западном углу собора. Погребения в юго-западном углу (числом до 9) были уничтожены для простора церкви еще в начале XIX столетия. Княжеские погребения были раско¬паны некоторыми археологами. Так, например, К. О. Калайдович в 1822 году раскопал княжеские погребения, причем оказалось, что костяки были потревожены ещё раньше, так как на глубине 2,5 аршин были найдены 9 черепов, сложенных в кучу. («Микулинский собор как памятник русского зодчества» Н. А. Вершинский, стр. 18 - 21.)
И. Крылов в своей книге «Достопримечательности в уезде» ( стр. 21-22) за 1915 год пишет, что в соборе у входной стены расположены памятники над погребениями Микулинских князей, где есть запись: «Лета 7067 г. августа 12 преставился раб Божий князь Семен Иванович Микулинский в иноках Сергий на память святых мучеников Фотия и Аникиты». «Помяни Господи души усопших раб Твоих князей Тверских и Микулинских, здесь лежащих: князя Федора Михайловича, и сына его Александра, и внука Федора Александровича, и правнука Федоровича, и праправнука Ивана Михайловича. «Помяни Господи Князя Семена Ивановича Пункова и его жену Овдотью, и брата его Дмитрия Ивановича и его жену Софью. Князя Петра Ивановича Микулинского - Телятевского и сына его Ондрея и внука Ондрея Ондреевича и правнуков Ирину Головину и Федосью Головину». О Микулинских князьях свидетельствуют найденные в земле, при реставрации 1886 -1887 года, деньги – пулы, печати и серебряные и медные XV века, которые хранятся в исторических музеях городов Твери и Москвы. Первоначальный вид собора. Собор, существующий теперь в селе Микулино-Городище, является памятником древнерусской архитектуры XIV-XVI веков. Ширина и длина здания 15 м. Во внешнем облике здания виден священный символизм. Квадрат его, с каждой из трех сторон разделенный четырьмя лопатками на три арки, соединен тремя дугами. Пять глав, как знамение Иисуса Христа, верховная глава Церкви, и четырех Евангелистов, увенчивают его квадрат.
Как во внешности, так и во внутренности храма проявляется священный символизм. Двенадцатью столпами он образует четырехконечный крест, служащий основою греческой церкви, как бы в ознаменование двенадцати Апостолов, которые равночисленны, и двенадцать лопаток на внешних стенах здания. К этому кресту с одной стороны примыкают два отделения алтаря, жертвенник и ризница (до сороковых годов X X века), а с другой - две усыпальницы князей Микулинских с их потомками. Тот же символизм заметен в освещении здания тремя окнами в трех его стенах, тремя арками вверху, девятью сводами и девятью окнами в фонаре средней главы. Эти духовно знаменательные числа, соответствующие то Святой Троице, то девяти чинам Ангельским, то четырем Евангелистам, то двенадцати Апостолам, повторяются и в других частях этого священного здания. Православный зодчий имел в виду такой символизм чисел при симметричности расположения частей храма. Входные двери, с полукруглыми перемычками, окаймлены тройным архивольтом. Над западным входом внутри утверждены были на брусьях деревянные висячие полати, которые были в древнейших церквах предназначены для женщин. В четырех поясах древнего алтарного иконостаса, заменившего древнейший, кроме среднего, по 12 образов, которые почти все древние, новгородского письма.
Во внутренности алтаря тоже тройное его деление, освещение тремя окнами с востока. Престол и жертвенник кирпичные, и на верхней стороне престола выложен был четвероконечный крест из белого камня с резьбою. При главном престоле - упоминается в Тверских Писцовых книгах 1635 года - два придела: во имя Святого Григория Богослова и Димитрия Селунскаго, а 1655 г. были уже в честь Введения Пресвятой Богородицы и Святой Великомученицы Варвары. В последствии эти приделы упразднеы, один уступил место жертвеннику, другой - ризнице. («Собор в селе Микулино-Городище.» Н.Г. Головин Москва типография В.Готье. 1851г. стр.6-9.)
В продолжение своего существования собор пережил все невзгоды судьбы. Перед ним проходили века, неоднократно пришлось ему видеть разорение Микулина, который из города превратился в тихое село. Да и сам собор не мог остаться без изменений. Его внешний вид, внутреннее устройство пережили немало превратностей судьбы.
А. Н. Виноградов разделят время существования Микулинского собора на три периода.
• Первый период начинается со времени построения собора и кончается в средине XVI столетия.
• Второй период идет с половины XVI в. до половины XIX столетия.
• Третий период охватывает почти всё XIX столетие, то время, когда собор подвергался различным подновлениям и реставрациям, внесшим изменениям в его первоначальном виде.
Этот период заканчивается большой реставрацией 1886 — 1887 годов, когда был произведен капитальный ремонт Микулинского собора.
К этим периодам существования собора можно добавить ещё два.
• Четвертый период начинается с конца 30-х годов, когда собор был закрыт, и началось его разрушение, и заканчивается в 80 – х годах его реставрацией.
• Пятый период начинается с 1990 года, когда было проведено освящение собора и собор начал действовать.
До 1602 года древний храм благоустроен и богато снабжен иконами, ризницею и книгами. Об его благосостоянии говорят «Тверские епархиальные ведомости» №1 от 1 января 1884 года. (стр.6–15) Описание составлено по грамоте Микулинской княгини Ксении и ее детей от 1602 года.
В Смутное время Микулинский собор пережил тяжелые события: он был разорен поляками, стоял пустой, без совершения богослужения, его утварь была расхищена, а в 1635 году освящен вновь только главный престол, а приделы были пусты. Эти приделы не были освящены даже в 1658 году и стояли пустыми. К 1678 году Микулинский собор, вероятно, оправился от последнего разорения. («Тверские Епархиальные ведомости» стр. 18)
Древний соборный храм Микулинский долго сопротивлялся всем опустошениям и нападениям врагов и всем напорам и невзгодам времени. Более 400 лет стоял он твердо и непоколебимо и служил местом бескровного жертвоприношения и славословия Богу; но, наконец, всесокрушающее время стало преодолевать его твердость. Первые следы повреждения усмотрены в начале XIX столетия. 12 ноября 1811 года прихожане подали прошение Преосвященному Мефодию о дозволении им поправить обветшавшие купол на их церкви, главы, а также и каменные стены от западных дверей и правого клироса, как внутри, так и снаружи в трех местах имевшие небольшие расселины. Владыка подписал указ о дозволении 14 июня 1812года. Но наступила Отечественная война; село Микулино – Городище слишком близко было от Смоленского тракта, по которому шел Наполеон со своею полумиллионной армией; и мародеры его опустошали окрестные места. («Тверские Епархиальные ведомости» стр. 21)
Прочность здания обеспечена толщиной стен и связями, которые до 1819 были деревянными, потом большая часть их заменена железными. («Собор в селе Микулине» Н. Г. Головин стр. 6). К 1847 году повреждения храма стали настолько серьезными, что служба была запрещена. В Храме образовались на стенах и на своде во многих местах небезопасные трещины, а от осадки внутренней алтарной стены одна из глав с юго-восточной стороны покачнулась внутрь и выпирала наружную стену. Разрушение алтаря происходило от неправильного устройства для сточных вод. Вода с церковной крыши проникает в стены,- от чего проявилась в них значительная сырость.
В 1849-1850 годах собор был отремонтирован. В этой реставрации собора принял активное участие помещик Н. Г. Головин, считавший себя в родстве с древними князьями Микулинскими. На его пожертвования устроен был новый иконостас и прочищены в нем древние образа. «Сей древний храм в Тверской губернии в 1850 году возобновлен помещиком Микулина Н.Г. Головиным, а в сентябре 17 того же года, освящен Архиепископом Тверским и Кашинским Гавриилом, который торжество сие ознаменовал словом своим. В пасторской беседе своей, обращаясь к обновителям храма, говорит: «От господа вы прияли все дары, и Ему посвящаете во славу Имени Его. Ваше усердие пред нашими очами; ваша щедрость на благое богоугодное дело так благолепно устроила сей дом Божий, что он, блистая новостию, соответствует и сединам давно прошедшего времени, в котором храм основан…» («Собор в селе Микулино - Городище» Н. Г. Головин стр.11)
После Гавриила Вера Петровна Головина прочитала свои стихи. Исторический интерес представляет стихотворение, написанное ею ко дню торжественного освящения храма. Непрочность исправлений обнаружилась через 14 лет. 23 мая 1864 года прихожане Микулина подали прошение к преосвященному Филофею. В нем они просили дозволить им вместо деревянной колокольни, пришедшей в ветхость, построить новую, каменную, с устройством в ней церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Новая церковь (с колокольней) длинною 22 1/4 аршин освящена 31 января 1871 года. («Тверские Епархиальные ведомости» стр. 28)
В 1879-1880 г. было запрещено совершать богослужение в соборе: ему грозило падение. А. К. Жизневский, возбудил дело о реставрации храма и нашел себе ревностных помощников в лице архиепископа Саввы и графа Уварова. В декабре 1882 года архитектором Кузминым был произведен подробный осмотр. Им был составлен план реставрации собора, а в пояснительной записке архитектор Кузьмин высказал мнение о древности различных частей храма. По мнению, Микулинский храм вначале представлял собою квадрат с пятью куполами, впоследствии же к нему пристроены три алтарных полукружия и паперть; окна, бывшие узкими, не более 10 вершков, расширены впоследствии для света до полутора аршин. Архитектор Кузьмин допускал возможность перестройки аспид в XVI веке, когда храм был сделан трехпрестольным, или же в XVII веке, после разорения в Смутное время. Он же указал на присутствие в куполах и на стенах живописи и признал ее позднейшей по происхождению. В пилонах им были обнаружены деревянные части – сосновые доски , хорошо сохранившиеся, которые, по его мнению, встречаются в древних церквах. Затем в 1885 Султанов сделал проект. Утверждение проекта длилось долго. Реставрационные работы начались в 1886 году. («Микулинский собор, как памятник древнего русского зодчества» А. Н. Вершинский стр. 26)
В 1883 году на страницах «Тверских Епархиальных Ведомостей» было напечатано «Воззвание» о пожертвовании денег для реставрации собора. (Ксерокопия документа прилагается. Фонд 160, опись 14, дело 2356)
Храм в 1887 –1888 годах был реставрирован, это обошлось почти в 7 тысяч рублей. Некоторые отдавали все свои скудные сбережения. При освящении было до 6 тысяч человек. После реставрационных работ вновь появилась строгая красота всех линий собора, гармоничность его пропорций.
Реставрация собора была закончена в 1887 году и, таким образом, был сохранен один из памятников, древнерусского зодчества в пределах Тверской губернии. В то время, Микулинский храм представлял из себя равносторонний квадрат, к которому с восточной стороны примыкали три апсиды, а с западной - паперть. Покрытие собора было четырехскатным, а покрытие куполов - луковичное. При реставрации четырехскатное покрытие было уничтожено и сделано покрытие по комарам, луковичная форма глав была несколько изменена: им была придана форма глав XVI века, на этом настаивала Комиссия по охране древних памятников. Паперть позднейшей пристройки была уничтожена окончательно. Остальные работы коснулись главным образом поправок повреждений собора, укрепления фундамента, исправления трещин в стенах храма. («Микулинский собор, как памятник древнерусского зодчества» А. Н. Вершинский стр.30)
Шли годы. С приходом революции прекратились службы в храмах и церквах нашего Лотошинского района. Последним настоятелем храма был Е. Рясинский, который был репрессирован в 1937 году, умер на лесоповале в Карелии. Храм был закрыт, а зимняя церковь Успения Пресвятой Богородицы, в которой шла служба в зимнее время, стала клубом. В 1954году она была окончательно разрушена. Собор Михаила Архангела был превращен в склад и постепенно разрушался. Очевидцы села Микулино и окрестных деревень рассказывали, что они плакали, возмущались, когда стали снимать колокола, крест и осквернять храм. Простая истина: уничтожить что-либо легко, но трудно, а чаще невозможно, вернуть утраченные ценности.
К концу 80–х годов XX cтолетия собор имел удручающий вид: двери изломаны, крыши с северо-западной стороны нет, с этой же стороны сильно поврежден барабан купола, без покрытия стоят купола с восточной стороны, крест только на центральном куполе, а внутри собора нет никакого пола. «Кладоискатели» пытаются ещё что-то найти, поэтому земля местами внутри храма изрыта. Много раз поднимался вопрос о реставрации храма как исторического архитектурного памятника. В 1973 году собор был зарегистрирован областным отделением общества охраны памятников истории и культуры и включен в план реставрационных работ на 1980 год. Наконец в 1987 году с помощью Московского комитета по охране памятников старины была проведена частичная реставрация здания. Реставрационные работы обошлись в сумму 136556 рублей. Автором проекта реставрации была ведущий архитектор Главмособлстроя треста Мособлстройреставрации Л.А.Белова.
12 декабря 1990 года можно считать днем духовного возрождения земли Микулинской. В тот день протоирей Волоколамский Николай Михайлович Попов совершил обряд освящения многострадального собора Михаила Архангела. В этот день церковь переполнена народом. Была проделана большая работа по открытию собора и по созданию православной общины. Большую роль в её образовании сыграли: староста религиозной общины Е. П. Орлова, Л. В. Брагина, Л. И. Журавлева, Н. И. Чулкова, Л.П. Зернова, совет исполкома. В храме местными художниками О. К. Березиным и Г. А. Бабуркиным украшены стены, проведено электричество, застеклены отверстия под куполами. В настоящее время удовлетворяются все требы населения.
В 2001 году группа учащихся Микулинской гимназии получила задание от клуба «Исток» изучить историю храма в с. Микулино. Для выполнения данной задачи мы обратились в краеведческий музей поселка Лотошино, опросили местных жителей, изучили книгу Г. А. Винокурова «Микулино–Городище», а также использовали материалы Государственного Архива г. Твери и Тверской Областной библиотеки.
В государственном архиве были обнаружены подлинные документы о реставрации храма в 1887-1888 годах, « Воззвании» о сборе пожертвований для восстановления собора, а также опись церковного имущества и найдены фотографии собора, сделанные тверской археологической экспедицией в 1912 г. Информацию на интересующую нас тему мы пополнили благодаря книгам А.Н. Вершинского «Микулинский собор как памятник древнерусского зодчества» (Тверь, 1914г.) и Г. Н. Головина «Собор в селе Микулино-Городище» (Москва,1851г.), «Тверские Епархиальные ведомости (Тверь 1884 г), «Исторические записки о селе» Комитет Духовной культуры 1852 года, «Микулинская Летопись» Г.Н. Головина, «Прошлое и настоящее г.Твери» В. И. Колосова, а также в подборке районной газеты «Сельская новь» за 1987-2000 годов.
Партнер сайта: Рекламное агентство «Новое Слово» — разработка презентаций
Вы можете добавить эту страницу в свой аккаунт в социальных сетях: